Все подозревают у себя коронавирус. Как взлетела телемедицина в эпоху COVID-19

Игорь Нестеров, исполнительный директор мобильной клиники Dobrodoc+
17.12.20

«Если у меня слабость и болит голова — это уже COVID?». «Утром у меня начался кашель — пора записываться на КТ легких?». «А если температура 39 и похоже на вирус — надо ли принимать антибиотики?». Такие вопросы через приложение, по телефону и по видеосвязи задают нашим врачам каждый день.

Когда в марте мы запускали мобильную клинику Dobrodoc+, даже не предполагали, насколько эта отрасль взлетит в 2020 году. Дистанционные консультации врачей набирают обороты уже лет 15. Рост был постепенным: как ни крути, люди консервативны. Чтобы изменить пользовательские привычки и попробовать что-то новое, им нужен был стимул. Еще в начале года многие считали, что консультация медика онлайн — это как «диагноз по аватарке», лучше уж погуглить. Поэтому заходя на рынок телемедицины, мы были готовы к тому, что первые год-два нам придется объяснять, в чем удобство удаленных медицинских консультаций, и вырабатывать в людях привычку ими пользоваться. Но тут начался карантин, и пациенты сами начали искать способы, как дистанционно пообщаться с медиками. Очень быстро стало понятно: 2020-й станет самым успешным годом в истории телемедицины. Взлетели все удаленные сервисы: от доставки продуктов, до программ для видеосвязи. Страховые начали добавлять телемедицину в свои полисы. Инвесторы, увидев спрос, чемоданами несли деньги health-tech-стартапам. За первые три квартала 2020 года американские и европейские венчуры проинвестировали в телемедицину $10 млрд.

Вот несколько мировых стартапов, которые взлетели на этой волне:

  • MinuDoc — сервис видеоконсультаций между врачами и пациентами;
  • Jutro Medical — польский телемедицинский стартап;
  • Tyto Care — сервис для проведения медицинских осмотров на дому;
  • Flatiron — платформа, помогающая обрабатывать большие данные для разработки методик борьбы с раком;
  • Rally — телемедицинская платформа, которая помогает найти врача и подсказывает, как правильно следить за здоровьем.
     

Приятно, что украинский бизнес не отставал от мировых тенденций в медицине.

Мы в Dobrodoc+ сделали упор не на отдельных пользователей, а на массовые подключения: начали работать с компаниями (Inter Edinstvo Holding, Prodexim, Neftek, Кулиничи, «Укрспецизвесть», А-банк), страховыми (Альфа страхування, Провідна, Уніка, УСГ, УПСК, ЕСА), спортивными федерациями. И даже подписали меморандум о сотрудничестве с Черкасской ОГА: жители области уже второй месяц бесплатно обращаются за консультациям к нашим врачам.

В итоге за 8 месяцев мы подключили 50 тысяч абонентов. Каждый четвертый подписант обратился за услугой. Несмотря на то, что у нас в системе есть медики 9 специальностей (педиатр, ЛОР, невропатолог, гастроэнтеролог, психолог, эндокринолог, дерматолог, гинеколог), самыми востребованными прогнозировано стали семейные врачи. Чуть ли не каждый периодически находит у себя симптомы коронавируса, и ему нужна консультация, чтобы разобраться. Удобно, когда есть кому рассказать о своем состоянии в онлайне, чтобы лишний раз не ехать в больницу. Тем более, что семейные врачи государственных клиник сейчас очень загружены. Наши терапевты проводили сотни консультаций каждый месяц, чтобы помочь отличить ОРВИ и другие вирусные или не вирусные заболевания от коронавируса. В октябре-ноябре, когда статистика COVID полезла вверх, количество запросов к семейным врачам Dobrodoc+ выросло на 300%. Думаю, что по результатам декабря статистика будет сопоставимой.

Прогнозы на 2021: спрос будет расти

Несмотря на то, что вакцину от коронавируса уже разработали, пока очевидно: 2021-й тоже пройдет под знаком пандемии. Это — картбланш для решений в сфере health-tech. Наша задача сейчас — привить культуру телемедицины среди максимального количества пациентов и успеть показать пользователям, насколько это удобно, быстро и выгодно. Ведь удаленные консультации врачей полезны не только в эпоху коронавируса. Если обращаться к врачам при первом же недомогании, можно предупредить болезнь на ранних стадиях и не доводить ее до острых случаев, затягивая обращение к врачу (как это часто бывает). К тому же, это серьезная экономия времени. В США как-то посчитали, что американцы тратят примерно 2,4 миллиарда часов каждый год на визиты к врачам. Украинской статистики нет, но я уверен, что наши цифры тоже впечатляют — особенно с учетом очередей в больницах и пробок в больших городах. Поэтому сейчас команда Dobrodoc+ расширяет возможности приложения, чтобы наша мобильная клиника превратилась в экосистему. Пациенты должны закрывать все необходимые им медицинские услуги через наше приложение. Можно будет записаться в клинику на консультацию или анализы, заказать доставку лекарств и вызвать врача на дом через приложение (такой себе врачебный Uber).

Мир движется в сторону ускорения обслуживания в сфере услуг. Все проще становится заказать еду на дом, купить технику в онлайне или вызвать любого мастера.